Французский художник XV века Жан Фуке представил ее как царицу небесную с роскошной короной, украшенной жемчугами и драгоценными камнями на голове, на золотом троне, который поддерживают ангелы. Кстати, подобные композиции встречаются у многих художников того времени. Но в отличие от скромных итальянских мадонн, французская богоматерь поражает своей царственной осанкой, внешностью и костюмом. «Модной куклой» назвал ее известный нидерландский ученый Й. Хлизинга. Она, действительно, одета по последней тогдашней моде, в платье с очень узкой талией и глубоким вырезом, обнажающим одну грудь. Волосы модно зачесаны наверх и гладко выбриты на лбу и висках. Во внешности этой богоматери нет ничего божественного, но ее потупленные глаза, маленький ротик, задумчивое и грустное выражение лица придают облику нечто трогательное.
читать дальше На самом деле Жан Фуке изобразил в виде мадонны фаворитку Карла VII Аньес (Агнес) Сорель. По отзывам современников, она была одной из самых красивых женщин своего времени. Красота Аньес пленила французского короля, как только он ее увидел. Спустя некоторое время ему удалось добиться благосклонности девушки. Аньес Сорель родила королю троих девочек, и в благодарность за это монарх подарил ей свой замок, расположенный в месте, которое называлось Боте-сюр-Марн — «красота на Марне». Вместе с поместьем Аньес получила дворянский титул Дамы де Боте, соответствующий ее пленительной внешности. Ее связь с королем продолжалась почти двадцать лет. Аньес Сорель умерла от родов в 1450 году.
Дама де Боте была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Одним из них был Этьен Шевалье. Он сделал блестящую карьеру, быстро пройдя путь от секретаря, затем финансового советника до королевского казначея. Этьен Шевалье стал другом Карла VII и его сына Людовика XI. Именно Шевалье после смерти Аньес Сорель заказал Жану Фуке диптих, на правой створке которого была изображена его покровительница в образе богоматери. Самого заказчика художник запечатлел коленопреклоненным на левой створке вместе с его святым покровителем.
«Меленский диптих», как принято называть эту работу, был заказан королевским казначеем для церкви его родного города Мелена. В ней он находился до середины XVII века. А затем створки диптиха были украдены и разъединены. Портрет Этьена Шевалье в начале XIX века попал к немецкому коллекционеру и сейчас хранится в музее Берлин-Далем. А другую створку с изображением мадонны купил в Париже мэр Антверпена, который завещал работу Антверпенскому Королевскому музею изящных искусств, где она ныне и находится.
Уже упоминавшийся нидерландский историк, критикуя «Меленский диптих» за опасное сближение религиозного и эротического чувств, отмечал его высокие живописные достоинства. И это действительно так, ведь создатель этого произведения — крупнейший французский художник XV века. Имя Жана Фуке было заново открыто лишь немногим более ста лет тому назад. Это произошло благодаря находке двухтомной рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, в начале которой была обнаружена запись о том, что большая часть историй «украшена рукой славного художника и миниатюриста доброго короля Людовика XI Жана Фуке, уроженца города Тура». Известно также, что в Риме Фуке выполнил портрет папы Евгения IV, где понтифик и его приближенные были изображены как живые. Именно эта работа французского мастера, к сожалению, не сохранившаяся, вдохновила впоследствии Рафаэля на создание портрета папы Льва Х.
По мнению большинства биографов, Фуке родился в начале 1420-х годов. Возможно, он был незаконнорожденным сыном священника и в 1447 году отправился в Рим, где получил от папы сан каноника и некоторые юридические льготы. Об этом говорится в документе, хранящемся в архивах Ватикана. Факт, конечно, любопытный, если только речь идет действительно о художнике, а не об его однофамильце. Тем не менее, достоверно известно, что Жан Фуке был первым французским художником, побывавшим в Италии, на родине Ренессанса. Вернувшись в Тур, он женился, открыл свою мастерскую и вскоре приобрел известность благодаря тонкости и изяществу своих миниатюр. Для Этьена Шевалье Фуке выполнил миниатюры, украсившие его молитвенник — часослов. Возможно, сам королевский казначей, ставший его покровителем, ввел молодого художника в придворные круги. До конца своей жизни Фуке работал при королевском дворе, сначала Карла VII, а затем его преемника Людовика XI, который удостоил мастера титула королевского живописца.
К сожалению, сохранилось немногим более десяти достоверных произведений Жана Фуке, да и то неизвестно точно, когда и в каких условиях они создавались. Немало загадок связано и с «Меленским диптихом». Считается, что он создан в год смерти Аньес Сорель, душеприказчиком которой был Этьен Шевалье. Но через два года после нее умирает его жена Катрин Бюде, и это послужило поводом предположить, что именно она изображена в образе мадонны, тем более что диптих украшал место погребения Этьена Шевалье и его супруги. Однако этому противоречит то обстоятельство, что в XV веке принято было изображать супругов-заказчиков в равном положении перед объектом поклонения. Нет оснований думать, что Фуке нарушил эту традицию и возвысил Катрин Бюде. Кроме того, не сохранилось ни одного ее изображения, в то же время есть два портрета Аньес Сорель, которые свидетельствуют о безусловном сходстве с мадонной. из архивов журнала "Пассаж" http://www.odessapassage.com