Из энциклопедии.
Стеллецкий Дмитрий Семенович (1875, Брест-Литовск - 1947, Париж) родился в семье военного инженера. Учился на архитектурном и скульптурном отделениях Академии художеств в Петербурге.
Самобытность художника наиболее ярко выразилась в его работах, связанных с древнерусской темой. Еще в студенческие годы он выполнил иллюстрации к "Слову о полку Игореве", которые впоследствии, по совету В. А. Серова, приобрела Третьяковская галерея. Эти иллюстрации напоминают миниатюры старинных рукописных книг, в них ясно прослеживается глубокий интерес художника к византийским корням древнерусского искусства.
(Кстати, на сайте ТТГ в списке художников я не нашла Стеллецкого. И куда же ушли иллюстрации?)
Охота
Много картинСюжеты из истории допетровской Руси находят оригинальное пластическое решение в скульптурных работах Стеллецкого конца 1900-х гг.: "Иоанн Грозный на охоте", "Марфа-посадница", "Знатная боярыня". Выполненные из раскрашенного дерева или гипса, они отличаются подчеркнутой декоративностью.
Ретроспективными мотивами проникнуты и живописные панно художника: "Соколиная охота", "Сражение", "Tempi Passati" и др.
Соколиная охота. 1904. Бумага, темпера. (Смоленский государственный музей)
Заря. 1910. Темпера (Коллекция В.А.Дудакова и М.К.Кашуро)
Два панно. Ночь. Утро. 1912. Темпера
Панно "Пастораль" Дар знаменитой русской певицы Анны Марли, героини французского Сопротивления, Российскому фонду культуры.
Стеллецкий много путешествовал по старинным русским городам, изучая древние памятники. Прекрасный знаток старины, художник исполнил эскизы костюмов и декораций к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" для Мариинского театра в Петербурге (оба 1910, не осуществлены).
Заповедный лес. Эскиз декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка". 1910. Темпера
В 1914 г. художник приехал во Францию, которая стала его второй родиной. Он расписывает походный храм для русских, сражающихся на французской территории, декорирует частные виллы на юге Франции, постоянным участвует в ежегодных парижских салонах, показывает свои работы на выставках русского искусства в Венеции, Брюсселе, Белграде, Праге и др.
STELLETSKY. LA CHASSE A COURRE
STELLETSKY. LE CONCERT GALANT
Молодая боярыня
В середине 20-х годов Стеллецкий вновь обратился к театру. 24 января 1925 г. театр "Гамаюн" показал лирическую сказку-балет "Иван-Царевич" на музыку А.Эйхенвальда с декорациями Стеллецкого. 1 октября 1926 г. театр Никиты Балиева "Летучая мышь" начал новый сезон премьерой театрального номера "Обряд русской свадьбы" по мотивам оперы "Руслан и Людмила" в оформлении Стеллецкого. В своем творчестве художник и во Франции продолжал оставаться последовательным пропагандистом древнерусских традиций в искусстве, проявляя при этом редкую независимость характера, "неуступчивую художественную честность" (слова А.Бенуа). Вера Бунина вспоминала рассказ Стеллецкого о том, как Дягилев предлагал ему писать декорации и костюмы для балета из жизни Христа. Художник отказался, сказав: "Во-первых, я дворянин, во-вторых, я русский дворянин, а в-третьих, я православный русский дворянин".
Stelletsky. Design for The Wall Painting Orthodox Church in Nice. 1925. Ravenscourt Galleries
Большой знаток и ценитель русской старины, Стеллецкий расписывал православный храм св. Сергия Радонежского на Свято-Сергиевом подворье в Париже (образцом служили росписи Ферапонтова монастыря близ Белого озера) - (1930-е). Работал он без колебаний, заранее представляя себе во всех деталях всю общую композицию росписи. Лики святых на иконах, которые сам Стеллецкий не дописывал, выписывала его сотрудница по росписи храма кн. Е.С.Львова.
Интерьер храма св. Сергия Радонежского на Свято-Сергиевом подворье в Париже
http://www.exarchat.org/IMG/jpg/Exelmans1.jpg - очень крупное изображение
Последние два года жизни, проведенные художником в Русском доме в Сент-Женевье, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота. Похоронен Стеллецкий в Сент-Женевьев-де-Буа, на русском кладбище.
На аукционе MacDougall’s (London), прошедшем 15 июня этого года, эта серия картин Стеллецкого «Четыре времени года: весна, лето, осень, зима» была продана почти за 300 тыс. английских фунтов.