В начале февраля с древности отмечают возвращение Солнца после зимы. В ночь, которую римляне посвящали Венере, в доме зажигали все свечи, а на улицу выносили факелы, чтобы поприветствовать возвращение Солнца. Этому обычаю можно следовать и сегодня, просто включая свет во всем доме или зажигая по свече в каждой комнате. Ярко пылающий камин также подойдет для этого случая.
Февраль - пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гуляньи и весельи, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Марди Грае, Карнавал, древнеримские Луперкалии, Веселье Дураков - все эти праздники происходили примерно в это время.
Сейчас 2 февраля известен под названием День очищения Богородицы, Сретение Господне, Имболк, Праздник Светильников (Кандлемас), и под множеством других названий. В США он известен под названием "День Сурка". И в России и тоже именно 2 февраля, его праздновали. 2 февраля - это половина времени между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. То есть всегда есть отголоски язычества и привязка к астрономическим факторам. Многие народы праздновали появление какого-нибудь знака, свидетельствовавшего о близком окончании зимы: брожение сока в кленах, возвращение определенных видов птиц, появление весенних созвездий на зимнем небе, даже пробуждение сурков от зимней спячки. Так, народы Крайнего Севера России отмечают День вороны. Хантыйская легенда гласит, что, прилетая в северные края, эта птица будит спящую природу. В домах в этот день люди накрывают столы, на которых непременно должна быть каша и чай. Затем празднования перемещаются на улицу: деревья украшают связками баранок, цветными ленточками, оставляют для ворон отварную оленину. Нужно загадать желание, и если повезет и ты увидишь серую ворону, то желание непременно исполнится.
Традиция спрашивать животное о погоде была прежде и у славян. Только вместо сурка наши предки использовали ежа или медведя, то есть животное, которое на зиму впадало в спячку.
Примерно в это же время церковь устраивает праздник в честь Святой Бригиты - христианского аналога кельтской богини Бригиты. В христианской мифологии Ирландии Бригита ассоциируется со Святой Бригит, по легенде, принимавшей роды Иисуса у Пресвятой Богородицы Девы Марии. Святая Бригита была повивальной бабкой Девы Марии, а повивальные бабки, конечно, являются напоминанием о зарождающейся новой жизни.
Если летом, когда жизнь проходила на свежем воздухе, можно было попасть под проливной дождь, или искупаться в озере или реке, то зимой, когда люди каменного века не могли и носа высунуть из хижин или пещер, они начинали понимать необходимость очищения. И мы по-прежнему выполняем зимние ритуалы очищения.
2 февраля католики празднуют Сретение господне, в память о представлении Иисуса в храме и ритуальном очищении его матери (по иудейским законам женщина после родов 40 дней считалась нечистой). В это время свечи считаются священным предметом и используются в ритуалах, проводимых в честь святого Блеза, который, как считается, предохраняет верующих от простуды, - самого распространеннго в феврале заболевания.
Подробнее о праздниках ниже.
читать дальше
1-2 февраля кельты праздновали Имболк, название которого можно перевести примерно так: "в молоке". В это время беременные овечки начинают давать молоко - явный признак приближающейся весны. Имболк, к слову сказать, является официальным праздничным днем в Ирландии. Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают появляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо года в своем вращении начало двигаться к теплу и обновлению. С возвращением к жизни связан и еще один аспект Имболка как праздника очищения, когда после зимних холодов отмываются от грязи. Имболк также известен как Праздник Факелов, Оймелк, Луперкалия, Праздник Пана, Фестиваль Подснежников, День Бригитты и под другими именами. На Имболк принято зажигать все лампы в доме на некоторое время.
Но Имболк – это не только праздник приближающийся весны. Традиционно он почитается и как праздник дома, домашнего очага. Тому может быть множество причин. Конечно, уже сам факт появления первого молока и приход времени первой дойки определяет возможность домашнего праздника, сопровождающегося приготовлением традиционных для него молочных блюд, по которым люди, живущие натуральным хозяйством, успели соскучиться. То, что не всегда может почувствовать человек, чувствуют животные и растения, и, живя бок о бок с нами, сообщают об этом нам. Именно домашние животные и растения, оберегаемые нами от суровой зимней непогоды, приносят в наш дом весть о приближающейся весне.
Богиня Имболка – Бригит, являющаяся дочерью великого бога друидов Дагды и, одновременно, матерью всех богов (mater omnium deorum hibernensium). Она “мать семейства” и в то же время “верховная властительница”. Именно поэтому Бригит – богиня плодородия, огня и домашнего очага, но одновременно она – богиня ремесел, в том числе кузнечного, целительства, поэзии; богиня искусств, творчества и учения в широком смысле. Несомненно атрибуты и ассоциации Бригит также связаны с таковыми праздника Имболк, и в этом еще одно объяснение связи данного праздника с почитанием домашнего очага. Возможно, менее очевидна связь первой дойки овец, ассоциированной с Имболком, с патронажем Бригит над плодородием с одной стороны и творчеством с другой. Здесь следует заметить, что плодородие вовсе не должно пониматься как “урожай”, т.е. некий результат, венчающий процесс. Реально речь идет о жизненной творческой силе, проявляющейся и в весеннем возрождении природы, и в потенции ее дальнейшего процветания, и во всех аспектах творчества человека, понимаемом как сотворчество природе и богам. Более того, Бригит не только несет потенцию, но и осуществляет инициацию искусства в значении artis. Таким образом, Бригит – это богиня потенции и инициации.
Имболк был тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Вплоть до совсем недавних времен юноши и девушки собирались в Телтауне в графстве Мит и шли навстречу друг другу, целовались и обручались. Такие браки, которые могли быть расторгнуты на следующий год, вероятно, были последними остатками древних кельтских обычаев, по которым мужчина и женщина имели равные права в заключении или расторжении брака.
Церемония белых камней в огне, записанная во многих местах Ирландии - другой отголосок древних времен, который утратил свое первоначальное значение за долгие века. Белые камни с именами или личными отметками юношей, клались в большой имболкский костер. Когда костер догорал и остывал достаточно, чтобы вынуть камни, каждый искал свою отметку, и как только находил ее, бежал со всех ног от кострища. Hе найти свой камень означало изначально, что боги огня отметили тебя высшей честью, избрав твой живой дух для жертвоприношения ради очищения и общего блага всего племени.
Имболк - это особый магический день. В этот день согласно кельтской мифологии Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк - она возродившаяся и обновленная дева.
Считается, что этот день - могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Соединение противоположностей - символ Имболка. Во времена язычества было принято оставлять вечером с 1 на 2-ое февраля на маслобойке кусок хлеба, намазанного маслом, как приношение Богине.
Древние кельты, отмечая праздник начала весны Имболк, замечали, какая погода была в этот праздник, и делали вывод, насколько долго еще продлится зима в этом году. В то время люди были очень зависимы от погодных условий.
В христианской Европе 2-е февраля называли Candlemas - "Днем свеч". В Шотландии в День Свеч говорили "Если этот день ясный, в году будет две зимы". Согласно суеверию, если в этот день погода была ясной и солнечной, вторая половина зимы будет холодной. В этот день освещенные в церкви свечи раздавали людям, чтобы те защитились от зимы. В каждом доме в окна ставили свечки.
Когда немецкие поселенцы в 18 веке обосновались в Панкстоуне (крохотной деревушке на западе Пенсильвании), они привезли с собой христианскую традицию празднования Дня Свеч. В Панкстоуне же главным действующим лицом праздника стал сурок. Первое упоминание о Дне Сурка (Groundhog Day) датировано 1841-м годом. "В прошлый вторник 2-го февраля был День Сурка. В этот день сурок просыпается от зимней спячки и вылезает из норы. Если сурок видит свою тень, он лезет спать обратно в норку, так как будут еще шесть морозных недель. Но если день пасмурный, сурок не видит своей тени. Он больше не возвращается к спячке и нас ждет ранняя весна". Официальным американским праздником День Сурка стал в 1886-м году. Сурку дали имя "великий Фил - провидец из провидцев, мудрец из мудрецов, предсказатель из предсказателей". А город Панкстоун назвали "Мировым центром погоды". Ежегодно ранним утром 2-го февраля в городишке Панкстоун собираются зрители и ждут, какую же погоду предскажет Фил на этот раз? Ровно в двадцать пять минут восьмого утра Фила вытаскивают из норки и он делает свой прогноз. Традиция принесла славу городку, число жителей которого не превышает 7 тысяч человек. В начале февраля Панксатони принимает десятки тысяч туристов. А День сурка отмечается теперь как национальный праздник.
Накопала всё в сети.
Поздравляю всех с символическим приходом весны - возвращением Солнца после зимы. Хотя у нас Солнца сегодня не видно, но по сурковым приметам, наверно, весна будет ранней - тени то своей он у нас не увидел бы точно! ))