1 вопрос: Какое основное общее свойство у этих изображений?
2 вопрос: Что(кто) на каждом изображении?
3 вопрос: Что (кого)вы еще отнесли бы к этой группе?
К последнему изображению, возможно, будет изменение (или найду побольше размером). Добавляю еще одно, которое немного поможет понять, о чем речь. Оно то меня и задержало. Оказывается изображений этого (касается 4.1) в сети очень мало.
Номер 3- это не Сентеотль ? Хотя это же богиня вроде...
Была еще Цинтли-отвечала за урожайность маиса.
Еще Тлалок-покровитель кукурузы
2- глаз Удиет- символ святости и божественной милости. Иероглиф обозначает "глаз" .Кроме того глаз Удиет = глаз Ра. Там еще что-то с глазом Овна связано...
а кто в роли Колосса ? В смысле- это современник наш какой-то ?
Мне Аполлона напоминает вообще ,но это из оперы бредовых фантазий
Так - Колосс- маяк. Маяк - свет.Свет-солнце.Бог солнца у греков вроде-Гелиос. Сонце-глаз Зевса. Еще по Аполлону- он в облике солнца убил Пифона тьмы...
Ну если непроизносимое у мексиканцев то я такого знаю кажется Пильцинтекутли. (во как )
А христиане ведь солнцу не поклонялись ? Если только нимб у Христа как солнце ? Ну или Солнце,как женское начало-Дева Мария. И опять как глаз Бога-Солнце ?
Все равно не понимаю - что за кулечек с иероглифами 4.2.
Для Колосса Родосского "позировал" Гелиос, бог Солнца. Ра тоже бог Солнца. У майя и ацтеков бога Солнца звали Тонатиу, если не ошибаюсь... Или Уитцилопочтли.
Молодцы! Все 4 "персонажа" названы совершенно верно! Вы в паре с Arin Levindor работаете великолепно, можко в одной команде КВН выступать.
И все они из солярных мифов разных культур (именно это их основное общее свойство) и континентов (а это, кстати, отличие и так мною задумывалось). По п.3 надо было именно назвать различных персонажей солярных мифов. Их, конечно же, уйма. В частности славянские Ярило, Дажьбог, Сварог, Звайгстикс. Вот по мифологии австралийских аборигенов я долго бродила. У них с Солнцем, наверно, напряженные отношения, и я нашла в интернете единственное упоминание имени бога Солнца Эйренриман в одном мифе.
В качестве поощрения в следующих комментах я приведу несколько интересных фактов по "моим" персонажам.
Гелиос По легенде именно Гелиос, бог Солнца, своим советом помог осаждённым жителям Родоса противостоять великому полководцу Деметрию Полиоркету. Военачальник привёз на остров огромную осадную машину, гелеополиду, которая, казалось, сметёт всё на своём пути. Однако родоссцы, которым идею "подсказал" как раз Гелиос, заманили башню в ловушку, вынудив Деметрия отступить.
В честь победы в 304 году до н.э. было решено возвести статую бога-покровителя, чтобы увековечить память о победе над грозным противником. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.
Ходят слухи, что скульптор после этого разорился, так как не просчитал расхода материала на статую: первоначально её планировалось сделать в два раза меньше, и при увеличении объём возрос в восемь раз, что не учли. Через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал много меди и мастеров. Но ничего не вышло. Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
Ра. Ра - в мифах древних египтян бог солнца. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался в образе сокола (иногда - огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Ра участвует в загробном суде Осириса, давая свет и тепло умершим. Согласно мифу, Ра днём плывёт по небесному Нилу (небу) в барке, освещая землю, вечером он пересаживается в другую барку и спускается в преисподнюю, где, сражаясь с силами мрака, плывёт по подземному Нилу, а утром вновь появляется на горизонте. По другим мифам, Нут (небо) каждый вечер проглатывает Ра и утром рождает его вновь. Ра правит миром подобно царю. Со своей барки он видит всё, что делается на земле, разбирает жалобы, отдаёт распоряжения, а Тот (бог луны, мудрости), являющийся его верховным сановником, пишет указы и запечатывает письма. Ряд мифов о Ра связан с представлениями о смене времён года: весенний расцвет природы возвещает возвращение из пустыни любимой дочери Ра - Тефнут (Око Ра) и её вступление в брак с Шу. Летний зной египтяне объясняли гневом Ра на людей, а ослабление солнечного жара тем, что Ра ужалила змея, посланная богиней Исидой. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
Мифы о солнечных богах отражали две группы представлений - о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом. Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу , стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду: Амон (отец и муж), Мут (богиня неба, жена), Хонсу (бог луны, сын).
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амона.
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Уицилопочтли — главное божество ацтеков. В мифологии ацтеков один из трех верховных богов, бог солнца и ясного неба, покровитель охотников и воинов.
Уицилопочтли — главное божество Теночтитлана. Изображался антропоморфно, в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или копьеметалкой и дротиками. В его честь в 1486 г. в Теночтитлане был воздвигнут храм (пирамида), на вершине которого два раза в год совершались человеческие жертвоприношения (обычно в жертву приносили военнопленных, иногда до 20 тыс. чел.).
Одна из легенд.
В одном из храмов на пирамиде Коатепек, что располагался по дороге в Тулу, жила молодая женщина по имени Коатликуэ, что означает "Носящая юбку из змей".
Первый раз Коатликуэ забеременела от обсидианового ножа, родив девочку Койольшауки (богиню Луны) и мальчиков, ставших затем звёздами.
Как-то раз, занималась она уборкой и увидела, как с неба упал свёрток с перьями колибри. Упавший свёрток женщина прижала к груди. Затем она заметила, что свёрток куда-то исчез и почуствовала, что снова беременна.
Дочь женщины, Койольшауки, узнала о беременности матери и сочла это оскорблением. Обо всем она рассказала южным братьям Сенцон Уицнауаки (Бесчиленным звездам), которые также как и сестра не поверили в рассказ матери о том как она забеременела, и убедила их убить мать. Коатликуэ огорчилась и отправилась в храм в ожидании сыновей и собственной смерти. Но Уицилопочтли сказал ей, чтобы она не беспокоилась и что он сам решит эту проблему. А, один из братьев, Куаутликак, втайне от остальных пришел к матери и рассказал ей о планах убить её и Уицилопочтли, которым она была беременна. Причем действовал он по совету этого самого Уицилопочтли, рекомендовавшего ему сообщать обо всех происках матери.
К моменту, когда братья-заговорщики добрались до храма на вершине пирамиды, Уицилопочтли успел родиться, полностью снаряжённый вооружением, и даже надеть одеяние нагуаля. Дальше вот, что произошло. Неизвестно откуда взявшийся помощник поджег, словно факел, змею по имени Шиукоатль (Млечный Путь), и этой пылающей змеей, словно мечом, Уицилопочтли отрубил голову злобной сестрице Койольшауки. Голова ее покатилась по ступеням пирамиды, а тело осталось обезглавленным. Братья в ужасе бросились бежать, но Уицилопочтли догнал и перебил их всех.
Голову сестры он забросил высоко в небо, где она стала Луной; он посчитал, что его матери Коатликуэ будет ночью уютней, если она будет видеть на небе лицо своей дочери. А тело он бросил в глубокое ущелье в горе.
После чего надел на себя знаки военной доблести и превратился в Солнце, а заодно и в бога войны.
Аматэрасу (Аматэрасу о-миками - "Великая богиня, освещающая землю") - богиня Солнца. Считается Считается священным предком японских императоров (прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола "Аматэру митама" - "Дух, сияющий в небе". Мифы о ней являются основой японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) - "Кодзики" и "Нихон сёки". Ее главное святилище "Исэ дзингу" основано в самом начале истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора.
Кратко миф об Аматэрасу (для ленивых).
АМАТЭРАСУ («светящая с неба»), главное божество пантеона синто, богиня солнца. Считается прародительницей императорского рода. Культ Аматэрасу, почитаемой правящим домом, получает общеяпонское распространение начиная приблизительно с 12 века, в связи с чем приобретают популярность паломничества в Исэ (префектура Миэ), где расположено главное святилище богини. Иконографический символ Аматэрасу зеркало. С Аматэрасу связан один из основных синтоистских мифов. Брат Аматэрасу бог ветра и бури по имени Сусаноо обладал буйным и неуживчивым нравом. Он разрушил межи на возделанных Аматэрасу полях, засыпал оросительные каналы и повел себя настолько непристойно, что Аматэрасу сочла себя оскорбленной и спряталась в пещере. И тогда в мире наступила тьма. Чтобы заставить Аматэрасу вновь явиться миру и осветить его, другим богам пришлось прибегнуть ко многим ухищрениям, закрепленным впоследствии в ритуале. Они заставляли петь петухов, повесили перед входом в пещеру бронзовое зеркало. Лишь неистовый танец богини Амэ-но Удзумэ смог развеселить богов, а сама Аматэрасу была вынуждена выглянуть из пещеры.
Так как Япония - страна нюансов и длинных легенд, то даю ссылку на статью , где подробно рассказано об этой легенде (но это на любителя)
Это культовое оригами - офуда — символ Аматэрасу, сложенный наподобие трилистника квадратик бумаги. Кстати, зеркало также является и символом самой Аматэрасу. Такие зеркала - специальной формы - являются обязательными атрибутами в синтоистских храмах. Любители анимэ наверняка видели в сериалах Sailor Moon (Рэй - мико в синтоистском храме), Tactics (этот сериал - вообще сплошная энциклопедия японской мифологии), Inu-Yasha (Кикё была мико, сама Кагомэ тоже живёт в храме своего дедушки), Mirage of Blaze (особенно тот момент, где в зеркало заключали душу Кагэторы и других людей... в этом сериале вообще очень часто упоминаются зеркала).
Тории (букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед храмами или часовнями японской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. В настоящее время тории является одним из самых легкоузнаваемых символов Страны Восходящего Сонца. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками, где каждый пришедший может пообщаться с духами и божествами синто, вознести молитву, привлекая внимание духов хлопко́м в ладоши или ударом ритуального колокола. И именно из мифа об Аматэрасу они несут свое происхождение и стали символом удачи и процветания.
В мифах «Нихонги» («Анналы Японии») Аматэрасу (правда, здесь у нее другое имя — О-хирумэмути — «Великая солнечная женщина») ухаживает за рисовыми полями, устраивает празднество «первого риса», отмечаемое в Японии и в наши дни, что позволяет видеть в ней покровительницу земледелия.
Осуществляя же поклонение богам (празднество подношения риса нового урожая), Аматэрасу выступает как жрица. В верованиях древних японцев жрицы считались женами богов, и возможно, что ранее существовало мужское солнечное божество, Аматэрасу же, будучи жрицей, почиталась как жена этого бога. Впоследствии оба культа слились в один — культ Аматэрасу.
Богиня Аматэрасу. Рисунок Кацусика Хокусай
В провинции Исэ, на берегу Тихого океана, воздвигнут комплекс святилищ для поклонения Аматэрасу. Главной жрицей этого комплекса становится незамужняя принцесса (дочь императора Японии). Исэ находится далеко от Токио в префектуре Миэ, но считается главным во всей Японии, и в его центральную запретную часть могут входить только монахи и члены императорской семьи, которые считаются потомками богов.
Все здание, за исключением покрытой травой кая крыши, сделано из японского кипариса(хиноки). На первый взгляд замысел зодчих кажется очень простым: линии столь чисты, что просто дышат святостью. Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.
В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально. Жизнь идет, меняются сезоны, проходят года, а храм стоит и всегда радует своей простотой. Именно так надо прожить жизнь - просто, но с достоинством...
Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место. Следующая церемония будет в 2013 году.
20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы второй мировой войны.
Последний ритуал состоялся между 2 и 5 октября 1993 г. Жрецы, совершив церемонию ритуального очищения, на руках вынесли божественные символы из старых храмов. Специальный посланник императора прочитал торжественную молитву и под дружное кукареканье собравшихся зрителей и паломников (петух считается наиболее приемлемой жертвой для богов синто, а его песня — соответствующей данному торжественному моменту) церемониальная процессия длинной пестрой лентой потянулась к воздвигнутым вновь храмовым постройкам.
Перенесением богов и сокровищ на новое место процедура Сикинэн сэнгу не заканчивается. Следующий этап — торжественные церемонии преподнесения богам священной еды. Посланник императора передает богам Исэ дзингу свиток шелка от своего сюзерена. А затем бесконечная череда церемоний у каждого из 123 менее значительных храмов и святилищ религиозного комплекса.
Вся церемониальная программа осуществляется в течение почти десяти лет. Для осуществления всего Сикинэн сэнгу потребовалось в последний раз 300 млн. долларов. Ранее эти расходы покрывались из государственной казны, но теперь приходится изыскивать иные источники финансирования этих празднеств. Впрочем, организаторы Сикинэн сэнгу недостатка в деньгах не испытывают. Финансовые круги страны, частные фирмы, организации, ассоциации, так же как и отдельные меценаты, не поскупились. А в синтоистских общинах по всей стране уже начался сбор средств на Сикинэн сэнгу 2013 г.
А христиане ведь солнцу не поклонялись ? Если только нимб у Христа как солнце ? Ну или Солнце,как женское начало-Дева Мария.
Ну как сказать. В научной литературе об Иисусе Христе есть как историческое, так и мифологическое направление. Представители последнего, а точнее, солярно-астральной концепции, видели в образе И.Х. солнечное божество: он рождается 25 декабря (поворот Солнца на весну после зимнего солнцестояния), странствует по земле в сопровождении 12 апостолов (годичный цикл Солнца через 12 зодиакальных созвездий), умирает и воскресает на 3-й день (трехдневное новолуние, когда Луна не видна, а потом появляется) и т.д. Это совпадает с другими культами об умирающем и воскресающем боге (Озирис, Дионис и др.)
3.Кетцалькоатль ? (там тоже что -то колосиситое у него- маис ?)
на 4.1 - Дева Мария ?
Ой, надо работать-но буду думать до вечера
3 и 4 неверно.
3 - верное направление, но имя другое.
4.1 и 4.2 это одно и то же, только 2-е изображение заменяет присутствие первого в собственном святилище (путано, но верно).
Номер 3- это не Сентеотль ? Хотя это же богиня вроде...
Была еще Цинтли-отвечала за урожайность маиса.
Еще Тлалок-покровитель кукурузы
2- глаз Удиет- символ святости и божественной милости. Иероглиф обозначает "глаз" .Кроме того глаз Удиет = глаз Ра. Там еще что-то с глазом Овна связано...
а кто в роли Колосса ? В смысле- это современник наш какой-то ?
Мне Аполлона напоминает вообще ,но это из оперы бредовых фантазий
2-е верно то, что глаз Удиет = глаз Ра. От этого и надо отталкиваться, чтобы угадать, о ком речь.
1-е вовсе не бред, уже теплее, но не Аполлон. Внимательнее разгляди этого Колосса и вспомни его функцию.
И не надо забывать, что у всез четырех есть что-то общее. Если угадать хотя бы двоих, дальше как по маслу.
Ну если непроизносимое у мексиканцев то я такого знаю кажется
А христиане ведь солнцу не поклонялись ? Если только нимб у Христа как солнце ? Ну или Солнце,как женское начало-Дева Мария. И опять как глаз Бога-Солнце ?
Все равно не понимаю - что за кулечек с иероглифами 4.2.
А 4. - Аматерасу?
Думаю дальше.
На 4.1. явно женский образ на фоне солнца
Значит 1 пункт мы определили- Солнце
2.- ктоизображен вроде тоже.
3- кто еще из этой группы ?
Нужна какая-то еще гелио религия ?
Митра
Шамаш. Черт,Шамаш не грузится...
Солнечно-мирный символ
У скандинавов кто там ? Тор?
Молодцы! Все 4 "персонажа" названы совершенно верно! Вы в паре с Arin Levindor работаете великолепно, можко в одной команде КВН выступать.
И все они из солярных мифов разных культур (именно это их основное общее свойство) и континентов (а это, кстати, отличие и так мною задумывалось). По п.3 надо было именно назвать различных персонажей солярных мифов. Их, конечно же, уйма. В частности славянские Ярило, Дажьбог, Сварог, Звайгстикс. Вот по мифологии австралийских аборигенов я долго бродила. У них с Солнцем, наверно, напряженные отношения, и я нашла в интернете единственное упоминание имени бога Солнца Эйренриман в одном мифе.
В качестве поощрения в следующих комментах я приведу несколько интересных фактов по "моим" персонажам.
В честь победы в 304 году до н.э. было решено возвести статую бога-покровителя, чтобы увековечить память о победе над грозным противником. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль. Правда, такая поза не соответствовала канонам, но Харес понимал, что колосс не удержится, если бог протянет руку вперёд. Основой тридцатишестиметровой статуи послужили три массивных каменных столба, скреплённые железными балками на уровне плеч. Основания столбов были в ногах статуи и в покрывале. На высоте плеч и на поясе столбы соединялись поперечными балками. На столбы и балки крепился железный каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Колосс рос на берегу гавани на облицованном белым мрамором искусственном холме. Двенадцать лет никто не видел статуи, потому что, как только на каркас прикреплялся очередной пояс бронзовых листов, подсыпали окружавшую колосс насыпь, чтобы мастерам удобнее было подниматься наверх. И только когда насыпь была убрана, родосцы увидели своего бога-покровителя, голову которого украшал лучистый венец.
Ходят слухи, что скульптор после этого разорился, так как не просчитал расхода материала на статую: первоначально её планировалось сделать в два раза меньше, и при увеличении объём возрос в восемь раз, что не учли. Через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах". Родосцы пытались поднять колосса. Известны благородные попытки соседей помочь им в этом деле. Египетский царь прислал много меди и мастеров. Но ничего не вышло. Так и лежал на берегу бухты колосс - главная туристская достопримечательность острова. Поверженного гиганта видел Плиний Старший, приезжавший туда в первом веке нашей эры. Плиния больше всего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи. Лежавший на земле колосс обрастал паутиной и легендами. В рассказах очевидцев он казался куда больше, чем был на самом деле. В римской литературе появились легенды о том, что он первоначально возвышался над входом в гавань и был так велик, что между его ног проходили к городу корабли. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.
Мифы о солнечных богах отражали две группы представлений - о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом. Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет: когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу , стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду: Амон (отец и муж), Мут (богиня неба, жена), Хонсу (бог луны, сын).
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амона.
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Уицилопочтли — главное божество Теночтитлана. Изображался антропоморфно, в шлеме, имеющем форму колибри, со щитом, украшенным пятью пуховыми шариками, и луком или копьеметалкой и дротиками. В его честь в 1486 г. в Теночтитлане был воздвигнут храм (пирамида), на вершине которого два раза в год совершались человеческие жертвоприношения (обычно в жертву приносили военнопленных, иногда до 20 тыс. чел.).
Одна из легенд.
В одном из храмов на пирамиде Коатепек, что располагался по дороге в Тулу, жила молодая женщина по имени Коатликуэ, что означает "Носящая юбку из змей".
Первый раз Коатликуэ забеременела от обсидианового ножа, родив девочку Койольшауки (богиню Луны) и мальчиков, ставших затем звёздами.
Как-то раз, занималась она уборкой и увидела, как с неба упал свёрток с перьями колибри. Упавший свёрток женщина прижала к груди. Затем она заметила, что свёрток куда-то исчез и почуствовала, что снова беременна.
Дочь женщины, Койольшауки, узнала о беременности матери и сочла это оскорблением. Обо всем она рассказала южным братьям Сенцон Уицнауаки (Бесчиленным звездам), которые также как и сестра не поверили в рассказ матери о том как она забеременела, и убедила их убить мать. Коатликуэ огорчилась и отправилась в храм в ожидании сыновей и собственной смерти. Но Уицилопочтли сказал ей, чтобы она не беспокоилась и что он сам решит эту проблему. А, один из братьев, Куаутликак, втайне от остальных пришел к матери и рассказал ей о планах убить её и Уицилопочтли, которым она была беременна. Причем действовал он по совету этого самого Уицилопочтли, рекомендовавшего ему сообщать обо всех происках матери.
К моменту, когда братья-заговорщики добрались до храма на вершине пирамиды, Уицилопочтли успел родиться, полностью снаряжённый вооружением, и даже надеть одеяние нагуаля. Дальше вот, что произошло. Неизвестно откуда взявшийся помощник поджег, словно факел, змею по имени Шиукоатль (Млечный Путь), и этой пылающей змеей, словно мечом, Уицилопочтли отрубил голову злобной сестрице Койольшауки. Голова ее покатилась по ступеням пирамиды, а тело осталось обезглавленным. Братья в ужасе бросились бежать, но Уицилопочтли догнал и перебил их всех.
Голову сестры он забросил высоко в небо, где она стала Луной; он посчитал, что его матери Коатликуэ будет ночью уютней, если она будет видеть на небе лицо своей дочери. А тело он бросил в глубокое ущелье в горе.
После чего надел на себя знаки военной доблести и превратился в Солнце, а заодно и в бога войны.
Кратко миф об Аматэрасу (для ленивых).
АМАТЭРАСУ («светящая с неба»), главное божество пантеона синто, богиня солнца. Считается прародительницей императорского рода. Культ Аматэрасу, почитаемой правящим домом, получает общеяпонское распространение начиная приблизительно с 12 века, в связи с чем приобретают популярность паломничества в Исэ (префектура Миэ), где расположено главное святилище богини. Иконографический символ Аматэрасу зеркало. С Аматэрасу связан один из основных синтоистских мифов. Брат Аматэрасу бог ветра и бури по имени Сусаноо обладал буйным и неуживчивым нравом. Он разрушил межи на возделанных Аматэрасу полях, засыпал оросительные каналы и повел себя настолько непристойно, что Аматэрасу сочла себя оскорбленной и спряталась в пещере. И тогда в мире наступила тьма. Чтобы заставить Аматэрасу вновь явиться миру и осветить его, другим богам пришлось прибегнуть ко многим ухищрениям, закрепленным впоследствии в ритуале. Они заставляли петь петухов, повесили перед входом в пещеру бронзовое зеркало. Лишь неистовый танец богини Амэ-но Удзумэ смог развеселить богов, а сама Аматэрасу была вынуждена выглянуть из пещеры.
Так как Япония - страна нюансов и длинных легенд, то даю ссылку на статью , где подробно рассказано об этой легенде (но это на любителя)
Это культовое оригами - офуда — символ Аматэрасу, сложенный наподобие трилистника квадратик бумаги. Кстати, зеркало также является и символом самой Аматэрасу. Такие зеркала - специальной формы - являются обязательными атрибутами в синтоистских храмах. Любители анимэ наверняка видели в сериалах Sailor Moon (Рэй - мико в синтоистском храме), Tactics (этот сериал - вообще сплошная энциклопедия японской мифологии), Inu-Yasha (Кикё была мико, сама Кагомэ тоже живёт в храме своего дедушки), Mirage of Blaze (особенно тот момент, где в зеркало заключали душу Кагэторы и других людей... в этом сериале вообще очень часто упоминаются зеркала).
Тории (букв. «птичий насест») — ритуальные врата, устанавливаемые перед храмами или часовнями японской религии синто. Традиционно они представляют собой выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединённых поверху двумя перекладинами. В настоящее время тории является одним из самых легкоузнаваемых символов Страны Восходящего Сонца. Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками, где каждый пришедший может пообщаться с духами и божествами синто, вознести молитву, привлекая внимание духов хлопко́м в ладоши или ударом ритуального колокола. И именно из мифа об Аматэрасу они несут свое происхождение и стали символом удачи и процветания.
В мифах «Нихонги» («Анналы Японии») Аматэрасу (правда, здесь у нее другое имя — О-хирумэмути — «Великая солнечная женщина») ухаживает за рисовыми полями, устраивает празднество «первого риса», отмечаемое в Японии и в наши дни, что позволяет видеть в ней покровительницу земледелия.
Осуществляя же поклонение богам (празднество подношения риса нового урожая), Аматэрасу выступает как жрица. В верованиях древних японцев жрицы считались женами богов, и возможно, что ранее существовало мужское солнечное божество, Аматэрасу же, будучи жрицей, почиталась как жена этого бога. Впоследствии оба культа слились в один — культ Аматэрасу.
Богиня Аматэрасу. Рисунок Кацусика Хокусай
В провинции Исэ, на берегу Тихого океана, воздвигнут комплекс святилищ для поклонения Аматэрасу. Главной жрицей этого комплекса становится незамужняя принцесса (дочь императора Японии). Исэ находится далеко от Токио в префектуре Миэ, но считается главным во всей Японии, и в его центральную запретную часть могут входить только монахи и члены императорской семьи, которые считаются потомками богов.
Все здание, за исключением покрытой травой кая крыши, сделано из японского кипариса(хиноки). На первый взгляд замысел зодчих кажется очень простым: линии столь чисты, что просто дышат святостью. Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.
В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально. Жизнь идет, меняются сезоны, проходят года, а храм стоит и всегда радует своей простотой. Именно так надо прожить жизнь - просто, но с достоинством...
Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место. Следующая церемония будет в 2013 году.
20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы второй мировой войны.
Последний ритуал состоялся между 2 и 5 октября 1993 г. Жрецы, совершив церемонию ритуального очищения, на руках вынесли божественные символы из старых храмов. Специальный посланник императора прочитал торжественную молитву и под дружное кукареканье собравшихся зрителей и паломников (петух считается наиболее приемлемой жертвой для богов синто, а его песня — соответствующей данному торжественному моменту) церемониальная процессия длинной пестрой лентой потянулась к воздвигнутым вновь храмовым постройкам.
Перенесением богов и сокровищ на новое место процедура Сикинэн сэнгу не заканчивается. Следующий этап — торжественные церемонии преподнесения богам священной еды. Посланник императора передает богам Исэ дзингу свиток шелка от своего сюзерена. А затем бесконечная череда церемоний у каждого из 123 менее значительных храмов и святилищ религиозного комплекса.
Вся церемониальная программа осуществляется в течение почти десяти лет. Для осуществления всего Сикинэн сэнгу потребовалось в последний раз 300 млн. долларов. Ранее эти расходы покрывались из государственной казны, но теперь приходится изыскивать иные источники финансирования этих празднеств. Впрочем, организаторы Сикинэн сэнгу недостатка в деньгах не испытывают. Финансовые круги страны, частные фирмы, организации, ассоциации, так же как и отдельные меценаты, не поскупились. А в синтоистских общинах по всей стране уже начался сбор средств на Сикинэн сэнгу 2013 г.
Ну как сказать. В научной литературе об Иисусе Христе есть как историческое, так и мифологическое направление. Представители последнего, а точнее, солярно-астральной концепции, видели в образе И.Х. солнечное божество: он рождается 25 декабря (поворот Солнца на весну после зимнего солнцестояния), странствует по земле в сопровождении 12 апостолов (годичный цикл Солнца через 12 зодиакальных созвездий), умирает и воскресает на 3-й день (трехдневное новолуние, когда Луна не видна, а потом появляется) и т.д. Это совпадает с другими культами об умирающем и воскресающем боге (Озирис, Дионис и др.)