Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
Спасибо Арин, она меня натолкнула вспомнить этих колоритных живописцев.

Родоначальник этой династии - Питер Брейгель Старший. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский живописец и рисовальщик.

Многие "низкие" сюжеты ввел в нидерландскую живопись ХVI века именно он, за что и получил прозвище Мужицкий. Поскольку речь пойдет о нескольких представителях династии Брейгелей, то приведу ее генеалогическое древо:

Питер Брейгель I – Старший (Мужицкий) (ок.1525 -1569)

Питер Брейгель II - Младший (Адский) (I564-I638)

Ян Брейгель I - Старший (Бархатный) (I568-I625)

Питер Брейгель III (1589-ок.1640)

Ян Брейгель II - Младший (I60I-I678)



В комментах картинки и все остальное.

Комментарии
25.05.2006 в 18:52

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
Сюжеты для картин Брейгель брал из Библии, античной мифологии, быта и фольклора своей страны — с её легендами, забавными пословицами и поговорками. В его работах есть визуальное ощущение жизни как огромного муравейника. Грусть, меланхолия и вместе с тем — карнавальность, характерные для произведений художника, рождают ощущение суеты и тщетности и одновременно радости бытия.

Коллекционирование пословиц – одно из многих выражений энциклопедического духа XVI столетия. Начало этому увлечению положил в 1500 году великий гуманист эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский. За его публикацией пословиц и знаменитых изречений латинских авторов последовали фламандские и немецкие собрания. В 1564 году вышел в свет сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где описывается остров пословиц. К 1558 году Брейгель уже написал цикл «Двенадцать пословиц», состоявший из отдельных небольших досок. И его «деревня» пословиц не имела в прошлом прецедентов; это не просто набор пословиц, как-то насильно сведенных вместе, но тщательно проработанная картина. Лица и фигуры его персонажей несут на себе отпечаток доброй или злой иронии и гротеска. Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т.д. - воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках.



"Нидерландские (фламандские) пословицы" (1559 Staatliche Museen, Берлин)





Идентифицировано более сотни пословиц и идиоматических выражений, многие из которых уже давно вышли из употребления, - они отражают куда более откровенный язык тех дней! Подавляющая часть – о глупом, безнравственном или же безумном поведении.

В беседке, являющейся центром картины, дьявол выслушивает исповедь; правее монах издевается над Христом, приделывая ему бороду; слева от него женщина набрасывает на плечи мужа голубой плащ, что означает супружескую измену; глобус укреплен на стене дома навершием вниз, что означает «перевернутый мир», который и становится главной темой картины. Кстати, поэтому картина иногда фигурирует именно под названием: «Мир вверх тормашками». "Перевернутость" мира наглядным образом демонстрирует голубой шар с крестом, опрокинутым вниз (такой шар с крестом был общепринятым символом Вселенной). Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой - то есть с деньгами у него туго. Если прольешь кашу, то ложкой в чан ее уже не собрать; а попытка раскрыть рот шире, чем печная дверца, означает явную переоценку своих способностей.

Как правило, у Брейгеля сцены из народной жизни воистину массовые. И эта картина - не исключение. Здесь множество персонажей, а следовательно - и большое количество пословиц и поговорок, которые они олицетворяют. Опять-таки обо всех сказать невозможно.

Например, музыкант, он держит виолу в правой руке, а смычок - в левой. Это явно один из символов (наряду с опрокинутым шаром) мира перевернутого, мира вверх тормашками. Но что за пословица, которую олицетворяет этот виолист? Сидит он, как мы видим, на столбе, причем в неудобной позе - на коленях, под низким навесом, явно в неволе. Это дало основание полагать, что фигура музыканта символизирует пословицу: "Он играет на позорном столбе". То, что это именно позорный столб, доказывают прибитые к нему уши и руки (что почти невозможно заметить ни на одной репродукции); в Нидерландах существовала поговорка "Его уши на позорном столбе". Она понятна, если знать, что преступников в Нидерландах пригвождали к столбу за уши. Рука здесь - указание на меру наказания: отсечение руки за кражу. Безусловно, Брейгель изображает здесь парадоксально вывернутую действительность, где человек бодро играет на виоле, будучи посаженным на позорный столб - место наибольшего страдания.



Ниже проиллюстрированы две поговорки на карточную тему:

1) "Дуракам всегда выпадают лучшие карты" или "Дуракам везет" ( это символизирует фигура шута с картами)

2) "Все зависит от карты" или "Как карта ляжет" ( упавшие на крышу карты)





Схема, поясняющая еще несколько пословиц:







58 - Мир вращается на его большом пальце (все пляшут под его дудку);

59 - Совать спицы в чужие колеса (чинить препятствия);

60 - Приходится кланяться, если желаешь преуспеть (кто хочет многого достичь, должен быть хитрым и неразборчивым в средствах);

61 - Он привязывает льняную бороду к лицу Христа (часто за маской благочестия скрывается обман);

62 - Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий).

73 - тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности;

78 - тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно (допустив раз оплошность, уже не исправишь; «Что пользы плакать над убежавшим молоком»).
25.05.2006 в 19:18

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!


Вавилонская башня





Сорока на виселице









Тримф смерти", ок.1562. Масло, темпера, дерево, 117х162. Мадрид, Музей Прадо



Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Что же касается документов, относящихся к Брейгелю непосредственно, то их обнаружено было всего три. Это справка о принятии в Гильдию живописцев в Антверпене (1551 г.), регистрация его брака (1563 г.) и сведения о его смерти и погребении (1569 г).



Оба сына Питера Брейгеля стали знаменитыми художниками. Первый вошёл в историю искусства как Питер Брейгель Младший или Адский, второй — как Ян Брейгель Бархатный или Райский. Оба начинали с копирования произведений отца, но впоследствии выработали каждый свою манеру письма. Ян Брейгель был главой гильдии живописцев в Антверпене и другом великого П. П. Рубенса. Над захоронением своих родителей в церкви Нотр Дам де Шапель в Брюсселе (где они и венчались) Ян Брейгель установил доску с надписью на латыни, а Рубенс украсил её картиной. Эпитафия гласит:

"Питеру Брейгелю, художнику высочайшего трудолюбия и великолепного мастерства, которое славит сама природа — мать всего сущего, на которое снизу вверх взирают опытнейшие художники, а соперники тщетно подражают. А также Марии Кук — супруге его. Воздвигнул своим прекрасным родителям побуждаемый благочестивыми чувствами Ян Брейгель. А умер он (Питер Брейгель) в 1569 году. Она — в 1578 году".



О других Брейгелях будет дальше, они тоже интересные художники.



25.05.2006 в 19:22

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
25.05.2006 в 19:30

Где много света, там гуще тень..
Спасибо :) Я этих Брейгелей путаю регулярно. Теперь хоть некоторые работы останутся в голове с точным автором.

Рассказ про поговорки крайне интересен. Если бы хорошо знать язык той эпохи,то весьма интересно было бы покопаться :)

Например-женщина в левом нижнем углу-не то бесенка,не то ребенка душит. Рядом кто-то с ножом и в одном башмаке долбится головой об стену...
26.05.2006 в 20:22

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
Да, мало кто сейчас знает фламандский :)
26.05.2006 в 20:23

Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!


The Land of Cockayne 1567 Alte Pinakothek, Munich





The Beggars 1568 MusЁ¦e du Louvre, Paris





Dulle Griet (Mad Meg) c. 1562 Museum Mayer van den Bergh, Antwerp

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии