понедельник, 11 сентября 2006
Французский художник XV века Жан Фуке представил ее как царицу небесную с роскошной короной, украшенной жемчугами и драгоценными камнями на голове, на золотом троне, который поддерживают ангелы. Кстати, подобные композиции встречаются у многих художников того времени. Но в отличие от скромных итальянских мадонн, французская богоматерь поражает своей царственной осанкой, внешностью и костюмом. «Модной куклой» назвал ее известный нидерландский ученый Й. Хлизинга. Она, действительно, одета по последней тогдашней моде, в платье с очень узкой талией и глубоким вырезом, обнажающим одну грудь. Волосы модно зачесаны наверх и гладко выбриты на лбу и висках. Во внешности этой богоматери нет ничего божественного, но ее потупленные глаза, маленький ротик, задумчивое и грустное выражение лица придают облику нечто трогательное.
читать дальше На самом деле Жан Фуке изобразил в виде мадонны фаворитку Карла VII Аньес (Агнес) Сорель. По отзывам современников, она была одной из самых красивых женщин своего времени. Красота Аньес пленила французского короля, как только он ее увидел. Спустя некоторое время ему удалось добиться благосклонности девушки. Аньес Сорель родила королю троих девочек, и в благодарность за это монарх подарил ей свой замок, расположенный в месте, которое называлось Боте-сюр-Марн — «красота на Марне». Вместе с поместьем Аньес получила дворянский титул Дамы де Боте, соответствующий ее пленительной внешности. Ее связь с королем продолжалась почти двадцать лет. Аньес Сорель умерла от родов в 1450 году.
Дама де Боте была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она участвовала в политической жизни страны, приближая ко двору талантливых людей. Одним из них был Этьен Шевалье. Он сделал блестящую карьеру, быстро пройдя путь от секретаря, затем финансового советника до королевского казначея. Этьен Шевалье стал другом Карла VII и его сына Людовика XI. Именно Шевалье после смерти Аньес Сорель заказал Жану Фуке диптих, на правой створке которого была изображена его покровительница в образе богоматери. Самого заказчика художник запечатлел коленопреклоненным на левой створке вместе с его святым покровителем.

«Меленский диптих», как принято называть эту работу, был заказан королевским казначеем для церкви его родного города Мелена. В ней он находился до середины XVII века. А затем створки диптиха были украдены и разъединены. Портрет Этьена Шевалье в начале XIX века попал к немецкому коллекционеру и сейчас хранится в музее Берлин-Далем. А другую створку с изображением мадонны купил в Париже мэр Антверпена, который завещал работу Антверпенскому Королевскому музею изящных искусств, где она ныне и находится.
Уже упоминавшийся нидерландский историк, критикуя «Меленский диптих» за опасное сближение религиозного и эротического чувств, отмечал его высокие живописные достоинства. И это действительно так, ведь создатель этого произведения — крупнейший французский художник XV века. Имя Жана Фуке было заново открыто лишь немногим более ста лет тому назад. Это произошло благодаря находке двухтомной рукописи «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, в начале которой была обнаружена запись о том, что большая часть историй «украшена рукой славного художника и миниатюриста доброго короля Людовика XI Жана Фуке, уроженца города Тура». Известно также, что в Риме Фуке выполнил портрет папы Евгения IV, где понтифик и его приближенные были изображены как живые. Именно эта работа французского мастера, к сожалению, не сохранившаяся, вдохновила впоследствии Рафаэля на создание портрета папы Льва Х.
По мнению большинства биографов, Фуке родился в начале 1420-х годов. Возможно, он был незаконнорожденным сыном священника и в 1447 году отправился в Рим, где получил от папы сан каноника и некоторые юридические льготы. Об этом говорится в документе, хранящемся в архивах Ватикана. Факт, конечно, любопытный, если только речь идет действительно о художнике, а не об его однофамильце. Тем не менее, достоверно известно, что Жан Фуке был первым французским художником, побывавшим в Италии, на родине Ренессанса. Вернувшись в Тур, он женился, открыл свою мастерскую и вскоре приобрел известность благодаря тонкости и изяществу своих миниатюр. Для Этьена Шевалье Фуке выполнил миниатюры, украсившие его молитвенник — часослов. Возможно, сам королевский казначей, ставший его покровителем, ввел молодого художника в придворные круги. До конца своей жизни Фуке работал при королевском дворе, сначала Карла VII, а затем его преемника Людовика XI, который удостоил мастера титула королевского живописца.
К сожалению, сохранилось немногим более десяти достоверных произведений Жана Фуке, да и то неизвестно точно, когда и в каких условиях они создавались. Немало загадок связано и с «Меленским диптихом». Считается, что он создан в год смерти Аньес Сорель, душеприказчиком которой был Этьен Шевалье. Но через два года после нее умирает его жена Катрин Бюде, и это послужило поводом предположить, что именно она изображена в образе мадонны, тем более что диптих украшал место погребения Этьена Шевалье и его супруги. Однако этому противоречит то обстоятельство, что в XV веке принято было изображать супругов-заказчиков в равном положении перед объектом поклонения. Нет оснований думать, что Фуке нарушил эту традицию и возвысил Катрин Бюде. Кроме того, не сохранилось ни одного ее изображения, в то же время есть два портрета Аньес Сорель, которые свидетельствуют о безусловном сходстве с мадонной. из архивов журнала "Пассаж" http://www.odessapassage.com
После последних родов в январе 1450, Агнессе стало дурно, её мучили бесконечные боли в желудке. Предчувствуя свою смерть, Агнесса пожертвовала много денег церкви и все время каялась в своей грешной жизни. Она умерла 9 февраля 1450 в муках, и королю не осмелились показать её тело, так оно было изуродовано болезнью. Однако странные симптомы последней болезни Агнессы навеяли королю мысль, что её отравили. В отравлении королевской фаворитки обвиняли даже дофина Луи и Жака Кёра, который был одним из близких друзей Агнессы Сорель. После смерти Агнессы Сорель, её место возле короля заняла её кузина Антуанетта де Меньеле, дама де Виллекьё. (http://www.nbaydachenko.kiev.ua Настя Байдаченко)
Прекрасная дама
Портрет Агнес Сорель кисти Франсуа Клуэ
Став официально фавориткой короля, Агнес, "Прекрасная Дама", как ее называли, получила от него много подарков: дом Боте-ан-Шампань, проживание в историческом замке Лош, драгоценности и редкие безделушки с Востока. Однако она была очень набожной и осыпала своими благодеяниями местную церковь Нотр-Дам де Лош, известную сегодня под названием Сент-Урс.
Замок Лош
Романская церковь Сент-Урс
Богатая декорировка романского портала церкви Сент-Урс
Эта церковь была построена на месте, которое было занято крепостью между XI и XII вв.; ее портал, декорированный в романском стиле пальметтами, фигурами людей, монстров и животных, увенчан "Поклонением волхвов". Внутри и сегодня можно видеть первую, наиболее старинную часть замка Лош, датируемую XI веком, и другие, более поздние части, относящиеся к XIV и XV вв.
Начиная с Х века на вершине скалистого утеса возвышалась деревянная башня, служившая защитой для прилегающего к ней селения и связанная с ним подземными переходами, проложенными в скалах. Владение первоначально принадлежало Фульку Рыжему, графу Анжуйскому, а при его преемнике Фульке Нерре (Черном) была возведена первая каменная крепость, имевшая в плане квадрат. Фульк Нерра, ставший графом в возрасте 17 лет, вошел в историю Франции как завоеватель, проводивший всю свою жизнь в войнах со своими соседями - графами де Блуа. Он был сыном Фулька Доброго - человека духовно богатого, имевшего литературное дарование, которому приписываются знаменитые слова, цитируемые во всех мемуарах - слова, сказанные им Людовику V: "Невежественный король - не что иное, как осел, надевший корону". Фульк Нерра, человек чрезвычайно жестокий и одновременно набожный, три раза совершал паломничество в Иерусалим, чтобы искупить свои грехи. К этой характеристике Фулька Нерры следует добавить его одержимость в строительстве многочисленных донжонов и военных укреплений. И действительно, он построил около десятка неприступных замков-крепостей, что было продиктовано требованиями той эпохи.
В Лоше был построен донжон между 1005 и 1070 гг. По сторонам его размеры составляли 25Х15 м, высота превосходила 38 м, а толщина стен колебалась между 2-3 м. Стены были прорезаны бойницами и увенчаны машикулями, через которые бросали метательные снаряды на осаждавших крепость врагов. Внутри на трех этажах расположены камины, стояки которых видны на крыше.
Нерра умер в 1040 году и был захоронен в Лоше. Его преемнику, Жоффруа Мартель д'Анжу, удалось разгромить графов де Блуа в Сен-Мартен-ле-Бо. Таким образом, графы Анжуйские могли спокойно обустраиваться в замке Лош, где они построили другие защитные сооружения с южной стороны. Они оставались хозяевами прилегающих поместий, до тех пор пока последний из Фульков не женился на дочери герцога Нормандии, который был также королем Англии. Их сын Генрих План-тагенет был избран королем Англии в 1154 году и вскоре вынужден был выступить против короля Франции Филиппа-Августа, который захватил большинство владений Плантагенетов.
После смерти Генриха II Плантагенета его сын, Ричард Львиное Сердце, отправился в Святую землю в Третий крестовый поход. Но по возвращении он попал в плен к императору Генриху VI в Австрии, и Филипп-Август воспользовался этим обстоятельством, чтобы получить от Жана Безземельного, брата Ричарда, множество поместий, в число которых входил и Лош. Обретя свободу, Ричард Львиное Сердце вновь в 1195 году захватил Лош после битвы, которая длилась всего три часа. Он умер в Шиноне четыре года спустя. Его законный наследник Артур был умерщвлен Жаном Безземельным, который продолжал битву с Филиппом-Августом. В 1205 году Филипп-Август снова завладел Лошем после года осады.
Замок, таким образом, перешел к французской Короне, что потребовало укрепления первоначальных защитных сооружений и, позднее, в XIII веке, - строительства Старого жилого корпуса с башнями и дозорным поясом, расположенного в северной части. Именно здесь в июне 1429 года после взятия Орлеана произошла встреча Жанны д'Арк с дофином Карлом, во время которой ей удалось убедить его короноваться в Реймсе.
Зал "встречи", где Жанна д'Арк вела беседу с дофином Карлом
Александр Миллэн дю Перре (1764-1843). Встреча Жанны д'Арк с Карлом VII в Лоше
В башне этого крыла замка Карл VII и поселил Агнес Сорель.
В подземных помещениях замка, которые открыты для посещений, можно увидеть зал пыток. Он был оборудован в середине XV века Карлом VII. Здесь еще хранятся некоторые орудия, с помощью которых крепились лодыжки пленников при четвертовании. Горькой иронией на жестокое обращение и содержание звучит надпись, сделанная на круглой башне: "Входите, господа, к королю, нашему властелину".
Зал пыток
Перед смертью Агнес попросила, чтобы ее похоронили в любимой церкви. Когда на трон взошел Людовик XI, монахи попытались было добиться у него разрешения перенести останки этой "грешницы" в замок, ссылаясь на то, что она не может оставаться в столь святом месте, но, однако, угроза забрать все завещанные монастырю дары Агнес (две тысячи золотых экю) заставила церковников немедленно отказаться от своих требований, и останки "Прекрасной дамы" под ее алебастровым памятником оставались в церкви вплоть до Революции.
Гробница Агнес Сорель
Деталь надгробия Агнес Сорель
Во время Революции восставшие проникли в замок, разрушили Старый жилой корпус, капеллу Анны, тюрьмы и церковь Нотр-Дам. Приняв могилу Агнес Сорель за могилу святой, они осквернили ее, сбросив статую. Позднее останки Агнес были перенесены в замок, и ее гробница находится в настоящее время в одном из залов Старого корпуса.
"Прекрасная дама", которую мы видим сегодня, является копией с алебастрового оригинала; она изображена со сложенными в молитве руками, со склоненными к ее изголовью двумя ангелами и двумя ягнятами в ногах.