Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
Когда белье служило одеждой
Набедренная повязка из меха или плетенки, мочала или пеньки встречается в истории разных народов уже много тысяч лет назад.

Первобытный человек.
То, что история одежды началась с защиты бедер, мало было связано с чувством стыда, а скорее с желанием защитить самые чувствительные участки тела от холода, колючек и других неблагоприятных природных условий. Набедренная повязка превратилась в нижнее белье, когда что-нибудь одевалось сверху, и с небольшой долей фантазии может считаться предком сегодняшнего нижнего белья.
читать дальше
Продолжение - читать комменты
Набедренная повязка из меха или плетенки, мочала или пеньки встречается в истории разных народов уже много тысяч лет назад.

Первобытный человек.
То, что история одежды началась с защиты бедер, мало было связано с чувством стыда, а скорее с желанием защитить самые чувствительные участки тела от холода, колючек и других неблагоприятных природных условий. Набедренная повязка превратилась в нижнее белье, когда что-нибудь одевалось сверху, и с небольшой долей фантазии может считаться предком сегодняшнего нижнего белья.
читать дальше
Продолжение - читать комменты
Костюм мужчин был прост и состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора.
Костюм женщины-аристократки поражает больше, чем все крито-микенское искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые широкие бедра.
В Крито-Микенской культуре впервые встречается корсет.
С 3000 года до 2000 года до нашей эры главной и единственной модной тенденцией была полностью открытая грудь. Спортивные тела жительниц Древней Греции не требовали поддержки в виде нижнего белья, но именно там был рожден скромный предок современного бюстгальтера.
Страфион был одним из самых древних предшественников бюстгалтера; он представлял собой эластичные полоски из кожи, которую гречанки подвязывали под грудь, поднимая и подчеркивая ее. Страфион мог одеваться как под одеждой, так и поверх нижней короткой туники.
Позднее римлянки расширили полоску кожи и снабдили шнуровкой. Так появился предок корсета. Его женщины стали носить под тогами уже во втором веке до нашей эры. Корсет поддерживал грудь снизу так, чтобы она обольстительно выглядывала из драпировок.
Примерно через сто лет женщины стали использовать широкие ленты из ткани, которые они оборачивали вокруг груди. Это помогало поддерживать грудь. Кстати, таким образом гречанки и римлянки пытались препятствовать росту груди.
Во все периоды культурная жизнь византийского государства находилась под влиянием огромного штата придворных и оставалась в узких рамках навсегда очерченного церемониала. Традиции связывали ее с одеждой эпохи Римской империи, но ко всему этому было добавлено многообразное влияние Востока.
Как мужчины, так и женщины хранили верность антично-римской одежде. Основными компонентами византийского костюма стали длинная рубаха-юбка с рукавами, называемая туника или хитон, и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Придворные же носили застегивающуюся на груди узкую накидку, которая закрывала даже руки и была без единой складки.
Такие античные формы одежды дополнялись восточными мотивами, которыми являлись богатая отделка, разнообразные краски и блестящие материалы. Восточные шелковые ткани расшивались в Византии узорами и орнаментом, по большей части с христианской символикой. Всю поверхность одежды покрывала богатая отделка из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и жемчугом, что усиливало впечатление прямолинейности и жесткости.
Вот как выглядел наряд знатной византийской женщины. Нижней одеждой ей служила туника (или стола), которая доходила до ступней, плотно прилегала к шее, с длинными рукавами, сужающимися к запястью. Поверх туники надевалась вторая, но с короткими открытыми рукавами. Обе эти туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям, поэтому они почти полностью утратили свой античный характер. Однако к античности плащ приближало то, что он накладывался сзади на оба плеча, а концы - спереди забрасывались назад накрест.
В зависимости от сословия, модой предусматривались разные варианты верхней одежды. Однако общее настроение византийской моды - это полная непроницаемость одежды. Руки, плечи, шея - все закрыто наглухо. Одежда старалась скрыть все и полностью пренебрегала телом.
(800-1100 гг.).
Стиль этот можно назвать переходным периодом в моде, так как в нем смешались античная византийская и местная (варварская) культуры. Это, конечно, не могло не отразиться на костюме.
В "Жизни Карла Великого" Эйнгард пишет: "Карл носил франкскую нарядную одежду. На тело он надевал белье, сверху - обшитую шелковой бахромой тунику и штаны. Ноги до колен обертывал полотняной тканью. Зимой закрывал грудь и плечи перелиной из шкур выдры и соболя. Поверх всего набрасывал зеленоватый плащ и всегда опоясывался мечом, рукоять и перевязь которого, серебряные или золотые, по торжественным дням и на приемах были украшены драгоценными камнями. Иноземной одеждой Карл пренебрегал, сколь бы ни была она красива. Лишь в Риме, по просьбе папы Адриана, он возложил на себя тунику и хламиду и обулся по-римски. В особо торжественных случаях он облачался в одежды, затканные золотом, и надевал обувь, усыпанную драгоценными камнями, плащ застегивал золотой пряжкой и надевал золотую корону".
Пусть эти строки касаются лишь мужского костюма, но они наиболее точно отражают тенденции моды этого периода - сочетание местного с наследием Римской империи.
Позднеантичные элементы в той или иной степени присутствовали в костюме как мужчин, так и женщин. Но в женской одежде позднеантичный тип византийского платья получил наиболее широкое развитие. Женщина Раннего Средневековья носила закрытое платье с драпировокй на животе. Интересно, что в этот период большим почетом пользовались беременные, на что и указывает подобный фасон платья. Головным убором чаще всего служил белый платок с отверстием для лица.
Особое внимание уделялось цвету ткани. Белый символизировал чистоту, веру, черный
- скорбь или верность, голубой - нежность и т.д. Желтый цвет не носили вообще,
так как он означал измену. Полностью красную одежду, начиная со средневековья,
носили только палачи.
Эпоха Крестовых походов
На историю костюма XII - XIII вв. особый отпечаток наложили Германия и Франция с
их рыцарством и куртуазной поэзией. Поэтически просветленный культ прекрасной дамы побуждал возвышенные чувства и стремление к нежности во всех сферах жизни, в том числе и в одежде. Но здесь на направления моды большее влияния оказывают мужчины, так как рыцарство - их стезя.
Религия, честь оружия и культ прекрасной дамы - три святыни, которым служил рыцарь. Последний смягчил суровые нравы, существовавшие до этого. Вырабатывалась мягкая и любезная манера держаться. А уважение к слабому полу наложило свой отпечаток на культуру того времени.
Женщина, возвысившаяся благодаря образованию, представлена утонченной, полной достоинств, изящной и поэтически настроенной. В то же время она призвана повелевать. Утонченность присутствовала как в личных, так и в общественных отношениях. На этой основе формируется не только кодекс поведения, но и вся культура эпохи. С возвышением женщины и возникновением культа прекрасной дамы в корне меняются критерии мужских достоинств. 'Мужественной' теперь считается тонкая, грациозная фигура молодого человека, а идеалом становятся небезызвестные Тристан и Парсифаль. Мужской силуэт приближается к женскому, поэтому одежда женщины существенно не отличалась от мужской.
Женщина этого времени, подобно мужчине, одета в длинный широкий, так называемый
'suckenie', с более или менее прорезями для рук. Иногда эта могла быть простая
одежда типа рубахи с высоко завязанным поясом, а поверх нее одевался широкий
'плащ с замочком', отороченный мехом. Как видите, на первом месте - ширина.
Нижняя рубашка очень редко упоминается в средневековых летописях. В одной летописи рассказывается, что в январе 1070 года отлученный от церкви и низложенный император Священной Римской империи Генрих VI униженно вымаливал прощение у своего противника римского папы Григория VII. Для этого Генрих VI три дня выстоял босиком и в одной шерстяной рубашке перед замком Каносса. С тех пор «Идти в Каноссу» означает «согласиться на унизительную капитуляцию».
Английский поэт Джефри Чосер описывает в «Кентерберийских рассказах», как женщины, изменившие своим супругам, должны были в церкви замаливать грехи в одной рубашке.
Столетиями покрой женской рубашки оставался почти неизменным: простая, широкая, длиной до икры, она служила сорочкой и нижней юбкой, часто и ночной рубашкой.
В отличие от греков и римлян мужчины в период средневековья обязательно носили штаны – исконно варварскую часть костюма. Древние римляне называли такие штаны «брэ». Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико (назывались «шоссы»), туго облегающего ногу.
Костюм знатного феодала состоял из нательного белья (рубашки и брэ), дублета, к которому привязывались шоссы, и верхней одежды - сюрко с узкими внизу рукавами. Пояс сюрко украшали чеканными пластинками. Обязательной частью костюма знатного феодала был длинный плащ-манто, скрепленный на груди завязкой из шнура с кистями. На молодой жене феодала виден только длинный большой плащ-манто с отложным воротником.
Очень интересны изображения пражских банщиц в XIV веке, которые во время работы были одеты в белые полотняные рубашки на бретелях.
Пражская банщица XIV и XV века.
В позднее средневековье появляется ночная сорочка. До этого спали нагими или в той одежде, в которой ходили днем. В Чехии первое упоминание о «юбке для спальни» относится к 1492 году. Первые ночные сорочки были очень больших размеров, иногда полностью идентичные дневным, но и те, и другие носили только богатые люди. В повседневной носке ночная сорочка появляется только в XIX веке.
То есть, белье в нашем понимании не было известно и в средние века, хотя тенденция носить под платьем более тонкую нижнюю одежду уже появилась, в особенности среди высших сословий. В летописях XVI и XVII веков мы можем прочитать, что рубашка была роскошью, которую могли себе позволить только богатые.
Обзор Средневекового Нижнего белья
1490 Toledo Museum
Boccaccio, 1475
Видно, что те, кто побогаче, нижние рубашки носили
Продолжение следует
На третьем снизу изображении хорошо видно ,что у изгоняемых мужчин присутствует какой-то вид трусов.Дамам же лишь некоторым дали что-то типа платка прикрыться.
The month of February in Le Duc de Berry's TrХs Riches Heures shows a well-known, humorous depiction of a worker woman warming her legs & privates before a fire, her dress hiked up to her waist. This pornographic detail of a Medieval prayer book provides a rare look under the skirts of our period. Notably, the man is wearing hosen that end in a band just below the knees; since it is winter, his tunics will all be long, and there's no need for him to wear the high hosen that go with his warm weather attire. A picture in Knives & Scabbards shows a couple in flagrant delecto in front of a knifeseller's stand; the woman wears only calf-high hosen, but no 'panties'.
Все, буду спать, иначе в 6 не проснусь. Увлеклась, однако.
Все эти рубашки и сорочки-конечно хорошо.Но как женщины обходились в те времена,пардон ,в "критические дни" ?
Normally, underpants would seem to be an inconvenience, as long underskirts provide much easier access for the toilet, are warm (when they reach to the ground), and are easier to make. Of course, menstruation produces a different incentive. The rags of old would need to be retained by some sort of trewes, or at the least a loincloth. Arguably, this could be a spare pair of her husband's borrowed for the occasion, although given pervasive and antiquated views on the moral 'cleanliness' of women during periods, it seems less likely. Perhap along with her personal rags, each woman kept an old pair of trewes for this use.
И здесь любопытная информация.
The month of February in Le Duc de Berry's Trиs Riches Heures shows a well-known, humorous depiction of a worker woman warming her legs & privates before a fire, her dress hiked up to her waist. This pornographic detail of a Medieval prayer book provides a rare look under the skirts of our period. Notably, the man is wearing hosen that end in a band just below the knees; since it is winter, his tunics will all be long, and there's no need for him to wear the high hosen that go with his warm weather attire. A picture in Knives & Scabbards shows a couple in flagrant delecto in front of a knifeseller's stand; the woman wears only calf-high hosen, but no 'panties'.
Использовать трусы мужи и всякие набедренные повязки, как то негигиенично