Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это зачтется!
Продолжаю высвечивать подноготную дам и мужчин прошлых эпох 
В комментариях то, что нарыто в Тырнете

В комментариях то, что нарыто в Тырнете

Marie Leczinska, Queen of France 1740 Louvre, Paris (Tocque Louis
Женщины с новой силой бросились очаровывать мужчин. Ради успеха у сильного пола они были готовы терпеть любые неудобства – например, те же корсеты. Их фасон изменился. Теперь они подчеркивали талию и высоко приподнимали грудь соблазнительными холмиками. Шить корсеты стали из ткани и китового уса.
В моду вошла очень тонкая талия. Поэтому горничные, упираясь коленками в спины знатных дам, затягивали корсеты изо всех сил. Дамы стонали, но терпели. Даже несмотря на то, что корсеты причиняли вред здоровью: они деформировали ребра и сдавливали внутренние органы.
"Louise-Elisabeth de France, infante d'Espagne, puis duchesse de Parme en habit de cour (1727-1759)" Nattier Jean-Marc 1761
Два портрета Марии Антуанетты
В XVIII в. в женский костюм вновь возвращается каркасная юбка. Это панье из плотной проклеенной ткани, укрепленной на горизонтальных обручах из китового уса или металлических. Панье пристегивалось на пуговицах к жесткому корсету. Корсет плотно шнуровался сзади.Во второй половине века панье заменяют двойными фижмами — две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно), соединенные тесьмой на талии. Такой каркас создавал в женском костюме силуэт треугольника с основными отношениями: ширина юбки к росту — 1 : 1,2; размер головы к росту — 1 : 5; ширина плеч к ширине юбки 1 : 5,5; длина лифа к длине юбки 1 : 2,5.
Помимо корсета женщины обязательно надевали панталоны и несколько накрахмаленных нижних юбок. Все это обильно украшалось вышивкой и дорогими кружевами. Полный комплект нижнего белья знатной дамы весил до восьми килограмм. Представляете, как сложно было раздеть и одеть даму на тайном свидании? Любовнику приходилось проявлять сноровку костюмера или горничной: возлюбленную требовалось расшнуровать и зашнуровать вновь. Видимо, поэтому на эротических картинках тех времен любовники чаще всего просто задирают даме юбку.
Только в конце XVIII-начале XIX века появились настоящие нижние рубашки, которые можно было стирать и долго носить. И для женщин, и для мужчин они были одинаковыми.
"Portrait de Madame de Seyne en source" Nattier Jean-Marc
Корсет 1775-80
Карикатура 1791 года
Карикатура 1794 года
Карикатура 1796 года
1796 "Ladies Dress, as it soon will be…", сатирическая гравюра James Gillray
http://www.pemberley.com/janeinfo/fashmodj.jpg
James Gillray 1796 (большой размер, поэтому даю ссылку для любопытных)
Корсет a la Ninon
Карикатура на трудность в одевании подобных корсетов
Еще до Французской революции 1789 года Жан-Жак Руссо, приверженец возвращения ко всему естественному, высказывался против того, что самые язвительные будут называть "сдавливатель для тела", который носили представительницы знати. Он даже принимает участие в скандале, разразившимся в 1750 году из-за некоего Бонно, чей памфлет "Деградация рода человеческого из-за китового уса" вызвал бурную реакцию в обществе.
В деревнях женщины просто отказались от использования китового уса, предпочитая ему корсаж на шнуровке, не слишком сжимающей грудь, который они надевают поверх юбки и рубашки, чтобы он не мешал им в работе.
Французская революция отбросила вместе с другими частями одежды и корсет; это было обосновано философскими и эстетическими доводами (подражание античности и тезис Руссо о возвращении к природе). У английских дэнди, однако, в это время корсет не был редкостью.
Денли одеваются. Карикатура 1818 года. George Cruikshank
Под платья стали надевать тонкое обтягивающее трико.
Когда в моду вошел "греческий костюм", вместе к легким нижним сорочкам добавились узкие панталоны до колен, позднее их называли кальсонами в стиле Директории.
Женщины постепенно перестают носить чересчур тесные модели. Первыми от неудобных корсетов отказались деревенские женщины. Эта деталь туалета сильно мешала им в работе. Сначала они стали поверх юбки и рубашки надевать легкий корсаж на шнуровке. А потом и вовсе от него отказались.
После Французской революции философы. призывали людей вернуться к античной простоте, говоря, что все вещи, окружающие человека, должны быть простыми и удобными, в том числе одежда и нижнее белье. Мадам Рекамье, хозяйка блестящего парижского салона, восприняла воззвания Руссо чересчур буквально. Она заменила традиционный женский наряд того времени на воздушное платье-тунику в античном стиле. Чтобы довершить образ, она избавилась от корсета. Вместо него мадам Рекамье стала носить прозрачные сорочки и узкие панталоны до колен. Эту моду немедленно подхватила вся Европа. Мужчины сходили с ума от восторга – после царства корсетов женщины казались им голыми.
Женское платье-туника 1798 года. Обратите внимание на волосы - стрижка в «Titus»-стиле
Простое утреннее платье 1801 года. Завязывается спереди с помощью шнуров. Под ним видна нижняя рубашка
Жак Луи Давид «Мадам Рекамье»
Но в стремлении стать ближе к природе женщины переборщили. Античный наряд оказался не таким уж удобным. Он подходил для средиземноморского климата, но ходить в туниках по Лондону или Санкт-Петербургу было невозможно.
Поэтому после падения империи Наполеона корсеты и нижние юбки вернулись в моду.
И оставались в ней до самого начала XX века. Производством корсетов уже занимались не швеи, а специалисты корсетчики, а после 1820 года возникает промышленное производство корсетов.
Карикатура, в которой сравнивается мода 1740 года и 1807 года.
На гравюре женщина на примерке у портнихи. Видно, что на ней сорочка и корсет.
Викторианский корсет - затягивался и спереди и сзади
Этот корсет застегивается только спереди, что облегчает как его одевание,
так и ощущения надевшей его женщины.
На этой французской карикатуре 1809 года на женщинах полудлинные корсеты.
На фото слева короткий корсет конца 18 века, застегивающийся спереди,
справа - длинный корсет начала 19 века (около 1820), в центре его
спереди вложена пластина, гарантирующая прямое положение тела.
Корсет начала 19 века
Полусатирическая гравюра Гилрея "Три грации при сильном ветре" 1810 год
Portrait of the Mlles. Mollien by Rouget, 1811
Платье довольно короткое и видна нижняя юбка 1813
Бальное платье 1814 года. Очень красивая нижняя юбка
Поверх ночной рубашки - утреннее платье 1815 год
Портрет императрицы Жозефины в коронационном платье. Художник Франсуа Жерар.
Josephine Tasher De La Pagerie Empress of France, 1808
Гортензия де Богарне
Эволюция женской одежды - эскиз Альфреда Роллера, изображающий краткий обзор
женской моды 1794-1887.
Продолжение следует