пятница, 29 сентября 2006
Ох сколько же я еще не знаю! Вот, например, я никогда не знала о центонах. Сегодня меня от этого излечила
Этери_
Оказывается, есть в стихосложении такой художественный прием, когда каждая строка стихотворения берется из другого произведения, вот такое новое стихотворение и называется
центон.
читать дальшеЦентон (лат. cento, род. падеж centonis — одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; от др.-греч.) — стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений. Художественный эффект центона состоит в подобии или контрасте нового контекста и воспоминания о прежнем контексте каждого фрагмента. Менее строгие центоны переходят в поэзию реминисценций, иногда открытых, чаще скрытых.
Центон ведет свое происхождение от древней пародии, встречающейся в комедиях Аристофана. В Греции были популярны гомероцентоны (homerokentrones, homerocentones) — произведения, составленные из стихов Гомера. В Риме центоны складывали из стихов Вергилия, Овидия, Лукана. Известен свадебный центон Авзония, составленный из отдельных стихов Вергилия. Впоследствии появились христианские центоны, в которых через строки классических поэтов выражалось религиозное содержание. Христианские центоны включались в школьные программы вместо языческой литературы. Сохранился греческий гомероцентон, насчитывающий 2343 гекзаметра о жизни Иисуса, приписываемый императрице Евдокии.
Греческие или латинские центоны составлять было нетрудно, поскольку рифма в античном стихе отсутствовала. Центоны на рифмованные стихи составлять гораздо труднее. Известны центоны, составленные Лопе де Вега.
Широко известен центон пушкиниста Н.О.Лернера:
Лысый с белой бородою (И. Никитин)
Старый русский великан (М. Лермонтов)
С догарессой молодою (А. Пушкин)
Упадает на диван. (Н. Некрасов)
читать дальшеА вот этот центон был приведен у Этери:
Колыбельная для "мельника"
В доме восемь дробь один
льётся в небо молоко,
мальчик Федя Бородин,
не ищи вины ни в ком.
Леший вытащил бревёшко:
— ноги будут уставать —
приходи к нам, тётя кошка,
когти золотом ковать.
Из кувшина через край
выпей — может, выйдет толк.
Спи, мой милый, засыпай,
будь он даже брянский волк.
Так уж вышло — не крестись,
раз – два – три – четыре – пять…
Был котёнок, станет — рысь,
вышел зайчик погулять…
По лазоревой степи
лихо мерили шаги
с белой гривой до копыт
две огромные ноги.
Ну-ка, сбрось хандру и лень:
Прибежала мышка-мать,
ноги тащит по земле —
Ай да ухарь! Ай да хват!
Ходит месяц молодой
небывалой ширины,
(с позолоченной уздой
он разыскивал штаны…)
- Кто стучится в дверь ко мне,
на Федотов огород?
С толстой сумкой на ремне
обретешь своё добро…
Ты, Федот, меня не трожь,
поскорее засыпай…
Голосок твой так хорош
баю – баю – баю – бай.
Поглядела на кровать —
пряный запах темноты,
мягко стелет, жестко спать,
засыпай скорей и ты.
Еще о центонах - ЦЕНТОННАЯ ПОЭЗИЯ КАК ФЕНОМЕН ТОТАЛИТАРНОГО СОЗНАНИЯ
Края нет. Одни пределы.
Из минуток – вышел час.
Жизни нет. Одни пути.
Жизни нет – одни мгновенья.
На путях нас ждут сомненья,
Что проходят мимо нас,
Что приюта не найти,
По секундочке – минута,
Что огонь погаснет прежде,
По минуточке – часы,
Чем сумеем мы дойти.
И сложились дни за днями.
Только тешимся надеждой.
Год добавлен на весы.
С верой нашей о любви
Мимолётности мгновенья.
И мгновенья суеты.
Гы. Смешно получается
* * *
Края нет. Одни пределы.
Жизни нет. Одни пути.
На путях нас ждут сомненья
Что приюта не найти.
Что огонь погаснет прежде,
Чем сумеем мы дойти.
Только тешимся надеждой
С верой нашей о любви.
* * *
Из секундочек – минута
Из минуток – вышел час
Жизни нет – одни мгновенья
Что проходят мимо нас.
По секундочке – минута,
По минуточке – часы.
И сложились дни за днями
Год добавлен на весы.
Мимолётности мгновенья.
И мгновенья суеты.
Переливы настроенья.
Жизни нет – одни мечты.
И растраченное время
На никчемность бытия.
Крохи счастья, их мгновенья.
Жизни нет – события.
Статья про "тоталитарное сознание" - довольно бредовая, как и громадное большинство статей с такими названиями
Ну да, это первое, что я нашла в поисковике.
За ссылку спасибо, схожу.