В последние годы в прессе появляется все больше публикаций о том, что высокий уровень интеллекта, измеряемого с помощью показателя IQ, вовсе не гарантирует успех в бизнесе и карьере. Многие специалисты считают, что объяснить достижения людей только высоким уровнем формально-логического интеллекта невозможно. Особенно они подчеркивают отсутствие прямой зависимости между показателем IQ и эффективностью деятельности руководителей. Результаты многих исследований показывают, что успешность управленцев только на 15-20% определяется данным коэффициентом. А - оставшиеся 80%? Чем определяются они?
С 90-х годов 20 века появился новый термин -
"эмоциональный интеллект" (EQ). Его ввели в обиход американские психологи Питер Саловей и Джон Майе. Они опубликовали в 1993 году совместный труд, где обосновывается концепция эмоционального интеллекта. По их мнению, "эмоциональный интеллект - это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы различать их и применять данную информацию для управления собственным мышлением и действиями".
читать дальшеСогласно результатам исследований Майера и Саловея, "люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей". Основная мысль книги заключалась в том, что хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто довольно тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни и деятельности.
Однако работа Майера и Саловея была сугубо научной и рассчитанной на узкий круг специалистов. Популяризатором данной теории считается психолог Дениэл Гоулмен, который развил идеи ученых и изложил их более доступным языком. В 1995 году вышла первая книга Дениэла Гоулмена "Emotional Intelligence", посвященная эмоциональному интеллекту, которая сразу стала бестселлером. Таким образом, идея о решающей роли EQ в успехе человека пришла в массы. Основная идея работ Дениэла Гоулмена достаточно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе интеллект эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, эмоциональный интеллект - это иной путь быть умным.
Эмоциональный интеллект, по мнению Гоулмена, это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. Он выделяет четыре главных составляющих EQ: самосознание (self-awareness), самоконтроль (self-management), эмпатия (empathy) и навыки отношений (relationship skills).
Самосознание - это главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.
Самоконтроль - это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только "познал себя", но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет людям не быть "узниками своих чувств". Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.
Если первые две составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то следующие две - эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) -относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими. Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии.
Эмпатия - это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
Коммуникабельность - способность не столь простая, как это многим кажется. Ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.
Одна из последних книг Дениэла Гоулмена "Лидерство - осознание власти эмоционального интеллекта" рассказывает о решающей роли EQ в лидерстве. В ней он выделяет еще одну черту, присущую эмоциональному интеллекту лидеров. Этой чертой, по мнению ученого, обладают все эффективные лидеры, и черта эта - мотивация. Лидеров всегда влечет к достижению успехов, которых не ожидает никто - ни они сами, ни окружающие. И ключевое слово для них - достигнуть! То есть, те, кто обладает лидерским потенциалом, мотивированы глубоко сидящим в них желанием "достичь" ради самого достижения, а не сопутствующих ему внешних эффектов. Вообще, развитый эмоциональный интеллект - важнейшее качество хорошего руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным управленцем. Ведь работа руководителя на 90% состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта.
А вот далее мы переходим к вопросу, однозначного ответа на который до сих пор нет. Это проблема измеримости эмоционального интеллекта. Вопрос этот до сих пор остается открытым и весьма дискуссионным. Как видно уже из самого определения EQ, измерить его очень трудно. Дениэль Гоулмен, например, очень скептически относится к тестам по измерению эмоционального интеллекта. Ведь все существующие тесты грешат субъективностью и опираются в основном на самооценку человека. Однако, шаг в "объективном направлении" сегодня уже сделан. Недавно упомянутые выше ученые Питер Саловей, Девид Карузо и присоединившийся к ним Джон Мейер разработали тест под названием MSCEIT (Mayer, Salovey, Caruso Emotional Intelligent Test). Они считают, что измерять эмоциональный интеллект можно и даже нужно, однако опираясь исключительно на научные методы. Разработанный ими тест измеряет так называемые эмоциональные навыки, что позволяет говорить о его объективности, сравнимой с IQ-тестами. Тест предлагает испытуемому идентифицировать эмоции, изображенные на картинках, воспроизвести предлагаемые эмоции, определить причины возникновения различных эмоций и предложить, как лучше использовать эмоции в процессе мышления и при взаимодействии с другими людьми. Это первый подобный тест, наверняка, будут и другие. Не стоит забывать, что направление это новое, а для всего нужно время. Тесты по измерению IQ тоже были разработаны не сразу.
Еще один дискуссионный вопрос заключается в том, можно ли развить свой эмоциональный интеллект, повысить его уровень. С уровнем IQ все достаточно просто: исследования показали, что он практически не меняется со временем и повысить его практически невозможно. То есть, это явление сугубо генетическое. Что касается уровня EQ, то ученые пока не пришли к единому мнению по этому вопросу. Конечно, эмоциональный интеллект тоже имеет генетическую основу, но многие психологические исследования указывают на огромную роль воспитания. Кроме того, эмоциональный интеллект может увеличиваться с возрастом. Поэтому большинство ученых сегодня склоняются к мнению, что EQ и можно развивать и, как следствие - увеличить. Однако, данный вопрос пока еще требует дальнейших научных исследований. (http://personalmoney.ru/)
Полный тест, который носит название «MSCEIT», к сожалению, доступен только за плату, но примитивный тест на EQ вы можете найти
здесь.
Понятно, чтобы быть руководителям, оказывается, надо любить конфликты, а не хорошие взаимоотношения подчиненных.