воскресенье, 10 июня 2007
Здесь -
http://kitya.livejournal.com/ дневник российского программиста, проживающего в Японии.
Отрывок совсем не программисткий, как вы думали
Мы поговорили о том, что мол, как дороги в Японии картофелины, варенье и мёд в 25 граммовых баночках. И все стали говорить, что стоит, мол, закупить в России тонны этого мёда, варенья и картошки, продать в Японии и разбогатеть. Так вот – не получится. По той простой причине, что японскому покупателю не нужно много дешевого мёда. Ему нужно очень мало очень дорогого, который уже есть.
Фокус в том, что мёд, скажем, или варенье не являются частью японской кухни. Ну, не было никогда в Японии традиции собирать ягоды или пчёл обирать. Поэтому простому японцу эти продукты, вообще говоря, ни для чего не нужны, тем более в больших количествах, – он про них знает, конечно, и знает, что вкусно, но прекрасно может обойтись и без них – в привычный рацион они не входят. Те, кому нужен дорогой американский, французский, английский и т.д. мёд и варенье – это считающие себя богатыми современные японцы, которые думают, что есть западную еду - это прогрессивно и вкусно, и которые готовы платить любые деньги. Но при этом они хотят быть уверены, что покупают не стеклянные бусы, а самое лучшее, самое дорогое, самое престижное, что есть у гайдзинов. Существует огромный массовый спрос на западные товары "для снобов", и западные производители специально лезут из кожи, создавая специальные "японские" (синоним снобские) версии своих товаров: миниатюрные горшочки мёда, которые не продаются больше нигде, 10-граммовые отдельно упакованные кусочки французского сыра, 25-граммовые упаковки варенья в баночках чуть ли не из хрусталя, наушники, отделанные дорогими сортами дерева, французские сумочки и т.д. и т.п. Не просто затмить европейских производителей с их многолетним опытом написания "производится домом с непроизносимой фамилией с 1800-какого-то года", "поставки королевскому двору с 1900-какого-то года" и прочих важных функций товара. Чем дороже такие товары стоят, тем больше их хотят купить, потому что в таком товаре каждый его аспект должен показывать то, что товар дорогой. И ничто не показывает это лучше, чем цена.
Японец всегда доверяет цене и свято верит что то, что дороже, обязательно и лучше, ведь это значит, что производитель его больше ценит, раз не готов отдать по дешевке. Спросите у домохозяек: у каждой обязательно есть порог цен, ниже которого она никогда не будет покупать товары, даже не посмотрит в их сторону, будь то картошка или одежда. Просто если цена ниже, значит "с этим товаром что-то не то". В Японии есть и дешевый ненастоящий мёд и дешевое ненастоящее варенье тоже. В поллитровых пластиковых бутылках продаётся японский мёд – несъедобная сладкая патока, сделанная депрессивными японскими пчёлами, никогда не видящими живых цветов и питающимися только сахаром через трубочки. Бедный японец купит этот мёд и будет доволен, ведь настоящего мёда он никогда не пробовал. А богатый японец никогда не посмотрит на замечательный российский мёд до тех пор, пока этот мёд не будет дорого стоить и продаваться в тех же количествах, что мёд европейских и американских компаний: чем дороже и меньше, тем лучше. А на рынке дешевых товаров уже и так много игроков из японских и китайских производителей. Конкурируя с другими дешевыми товарами, искомых миллионов не заработать. А вот если ваш мёд упакован как алмазы в ювелирном магазине и так же взвешен с точностью до карата, то японец может захотеть его купить. Но тогда вы никогда не продадите этого мёда целую тонну, что и происходит здесь уже и так без вас.